astilba-moda.ru

Астильба - мода, женская одежда

Надежда Ламанова модельер — правительственный кутюрье

Надежда Ламанова модельер — правительственный кутюрье

nadezhda-lamanov…stvennyj-kutyure

Надежда Ламанова модельер — правительственный кутюрье

Модный салон Надежды Ламановой модельера появился  в Москве в 1885 году. К 1910 году на нее работало две сотни швей. Салон торговал дорогой модной одеждой для искушенной и богатой клиентуры, состоявшей из представителей дворянства и знаменитых актрис. Он располагался на Тверском бульваре и содержал среди прочего роскошный амфитеатр для модных показов. В 1911 году здесь демонстрировалась коллекция посетившего Москву Поля Пуаре.

 

Как же происходило становление Надежды Ламановой модельера — правительственного кутюрье

 

НЭП открывает перед Ламановой новые возможности

После революции Надежда Ламанова была объявлена врагом народа и арестована, но свободу получила благодаря заступничеству «пролетарского» писателя Максима Горького. Лишившись своего предприятия модельер продолжала шить платья частным образом для богемной клиентуры и для новой кремлевской элиты. В прежние годы она использовала в своей работе лучшие ткани – шелк, шифон, тюль, атлас и расшивала платья блестками и бисером. Но и 20-е годы 20 века, не отличавшиеся изобилием, используя возможности экономики НЭПа, по – прежнему умудрялась доставать машинное кружево и шелк, украшать свои наряды бисерной вышивкой и шелковыми лентами.

 

Надежда Ламанова делает карьеру модельера

Занимаясь подпольной частной практикой, Надежда Ламанова одновременно делала карьеру в мире социалистической моды, используя возможности созданных после революции образовательных и творческих институтов. Выступая на Первой Всероссийской конференции по художественной промышленности в августе 1919 года, Надежда Ламанова модедьер — правительственный кутюрье подчеркивала особую роль моды  в реализации актуальной в то время мысли о слиянии искусства с индустрией. Она утверждала, что именно производство одежды дает искусству возможность органично влиться в повседневную жизнь и призывала художников создавать модели красивых нарядов на основе простых материалов, соответствующих новому индустриальному стилю жизни.

В том же 1919 году Надежда Ламанова создала «Мастерскую современного костюма», которая занималась разработкой и передачей в производство моделей новой социалистической одежды. Будучи профессиональным дизайнером Надежда Ламанова модельер правительственный кутюрье смотрела на реальность с практической точки зрения. Со временем она научилась соответствовать вкусам своих клиентов – как чиновников государственного аппарата, так и эксцентричных театральных актрис.

 

Концепция Надежды Ламановой «идеи красивого платья»

Ее концепция социалистической одежды не предполагала связи с модной традицией. Она не использовала даже само слово мода. Единственное, что осталось неизменным – это идея «красивого платья». Она всегда предпочитала говорить просто об «одежде» или «костюме», то есть о вещах лишенных ярко выраженной идеологической направленности. Профессиональные знания и навыки Надежды Ламановой, а также ее готовность отказаться от представления о моде, как о живом, меняющемся от сезона к сезону феномене, легли в основу ее успешного взаимодействия с государством в сфере модной индустрии.

Работая над усовершенствованием концепции «красивого платья», Надежда Ламанова модельер свела силуэт костюма к простому прямоугольнику. Она подчеркивала, что покрой одежды должен соответствовать используемым для ее изготовления скромным материалам. Ламанова в своем творчестве ориентировалась на адаптированный вариант к художественным принципам кубизма, нашедшим свое отражение в эстетике европейской моды начала 1920 – го года. Храня верность своей профессии, предполагающей способность чутко реагировать на изменения, Ламанова упростила покрой излюбленного ею ранее платья – бюстье в стиле Belle Epoque, отдав предпочтение удлиненному силуэту моделей 1920 – го года. Разработки Ламановой укладывались в первоначально разделяемую большевиками модернистскую тягу европейского мира  к изменениям, они позволяли сочетать мечты о создании функциональной одежды с планами запуска ее в индустриальное производство.

 

Надежда Ламанова и русские традиции в одежде

Стремясь соответствовать официальной линии, Надежда Ламанова подчинялась идеологическому диктату эпохи. Ее простые, лишенные украшений модели, созданные на базе «Мастерской современного костюма» в 1922 году соответствовали эстетике конструктивизма. Надежде Ламановой модельеру – правительственному кутюрье удалось  перевести возрождение традиционной крестьянской рубахи – «толстовки» на язык стильной, актуальной одежды, успешно сочетающей в себе мотивы конструктивизма и европейские модные решения, а также сделать ее пригодной для реальной повседневной жизни.

 

Надежда Ламанова модельер получила статус правительственного кутюрье

Благодаря странному повороту судьбы Надежда Ламанова вернула себе статус кутюрье высшего класса, хотя и под эгидой комиссара просвещения. В середине 1920 – го года, при активной поддержке Луначарского она выступила с новой концепцией платья – одновременно «красивого» и «украшенного». Реформируя советскую моду, она действовала мудро. Ее наряды с их простым удлиненным силуэтом, декорированные традиционной этнической вышивкой, представляли собой умело разработанные вариации современных западных моделей. Надежда Ламанова пыталась преобразовать моду и приспособить ее к новым политическим и экономическим условиям. Простые прямые платья в сочетании с искусно и скромно вышитыми туниками смотрелись строго и элегантно. Применение народного орнамента  в качестве украшения не только не бросало вызов государственной идеологии, но, напротив, позволяло властям использовать модели Ламановой в репрезентативных целях. Красивые, функциональные, сшитые вручную платья неизменно демонстрировались на отечественных и зарубежных показах, воплощая собой идеальный образ социалистической моды.

Надежда Ламанова, пользуясь идеологической поддержкой Комиссариата просвещения, создала с коллегами замкнутую творческую нишу, работая в экспериментальных мастерских, существующих в рамках государственных художественных институтов или новых промышленных предприятий. Число художников, входивших в эту группу было весьма незначительным, поэтому одни и те же люди принимали участие во всех значимых проектах Надежды Ламановой модельера – пролетарского кутюрье. Ламанова, Экстер, Мухина и Прибыльская активно участвовали в работе художественных и текстильных лабораторий Государственной академии художественных наук и «Ателье мод» Московского объединения предприятий швейной промышленности. Они также представляли «Ателье мод» на Первой всероссийской художественно – промышленной выставке, состоявшейся в 1923 году в Москве и организованной художественно – производственным подотделом Народного комиссариата просвещения и Государственной академии художественных наук. Комитет этой выставки, заседавшей при Российской академии художественных наук – в Москве, — присудил «Ателье мод» аттестат первой степени за: 1)удачные красочные и силуэтные достижения, за обнаруженное в выставленных моделях тонкое понимание взаимоотношений между живой фигурой, материалом и художественной формой; 2) за привлечение высококвалифицированных  художественных сил к делу поисков нового современного костюма».

 

Надежда Ламанова на парижской выставке

Модели Надежды Ламановой вошли в состав коллекции изделий русского народного творчества, демонстрировавшейся на парижской Международной выставке декоративного искусства в 1925 году. Но ее модели слишком явно диссонировали с роскошными изделиями французских модных домов Невзирая на критические отзывы, Надежда Ламанова завоевала Гран – при на модели современных платьев с этническим орнаментом. Это было то признание, к которому стремилось советское государство.

 

Эксклюзивные модели Надежды Ламановой ее не сбывшаяся мечта

Новая социалистическая модная эстетика подразумевала достижение компромисса между модернизмом и народностью, современностью и традицией. Этот симбиоз не представлял опасности с идеологической точки зрения. Идеологические ограничения и отчаянное положение советской текстильной индустрии привели к тому, что культурное пространство, в нормальной ситуации отведенное повседневной моде, заняли эксклюзивные наряды, демонстрируемые на официальных показах. Мечта о том, что эти уникальные модели вскоре войдут в число общедоступных потребительских товаров, не имела ничего общего с реальностью.

Выступая против повседневной моды, как буржуазного феномена, большевики поддерживали создание эксклюзивных моделей одежды, которые выполняли репрезентативные функции и были призваны служить наглядным свидетельством высокого уровня планируемого массового производства, Однако инфраструктура, необходимая для реального выполнения этой задачи, была недостаточно развита. Платья «от – кутюр» с одной стороны и промышленное производство одежды с другой являются основой для массовой моды, Оба эти основания отсутствовали в Советском Союзе. Даже реформаторская деятельность Надежды Ламановой модельера – пролетарского кутюрье, которая могла бы сослужить хорошую службу делу создания социалистической моды, оставалась периферийным явлением культурной жизни.

 

P.S. Вам статья понравилась? Напишите свой комментарий! Поделитесь с друзьями в соцсетях!

Обновлено: 01.09.2018 — 04:37

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

astilba-moda.ru © 2018 Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных.